Джо Дассен. Голос Франции

Джо Дассен — французский певец, искренняя любовь к которому, не остывает в России до сих, спустя 40 лет после смерти музыканта. Его песни постоянно звучат на российских радиоволнах, а статья о Дассене в русскоязычной Википедии гораздо объемней, чем во французской. Наверное, нет такого человека, кто не подпевал бы в такт нежной мелодии «Если б не было тебя», и которого не тронули бы душевные слова этой замечательной песни, переведённой на русский. А как красиво звучит она на языке оригинала!

А ведь Джо Дассен на самом деле не был французом, он переехал в Париж из Америки только в возрасте 11 лет и на французском говорил с акцентом. Более того, и Америка не была родиной его предков. У Джо нет ни  французских, ни американских корней: его родители — евреи из Российской империи. А фамилия Дассен — результат технической ошибки: эмигрировавший в Америку дед музыканта при заполнении анкетных данных на границе, вместо фамилии написал город происхождения: d’Odessa — из Одессы.

Ещё более удивительно, что этот иностранец, не имевший даже французского паспорта, поднял французский шансон на совершенно новый уровень и стал «голосом Франции» именно в то время, когда американский рок-эн-ролл стремительно захватывал мир, в том числе и Францию. Из всех приёмников звучали The Beatles и The Rolling Stones, а американский парень пел под гитару песни на французском.

Джо Дассе́н — Joe Dassin, полное имя Джо́зеф А́йра Дассе́н — Joseph Ira Dassin — родился 5 ноября 1938, в Бруклине, Нью-Йорк, США в семье евреев — эмигрантов. Отец — актёр еврейского театра, Жюль Дассен (тогда Джулиус Дассин), мать — скрипачка Беатрис Лонер-Дассе.  Дед Дассена по отцовской линии — Сэмюэл Дассин эмигрировал в США из Одессы, Российская империя, а дед по материнской линии — доктор Луис Лонер, эмигрировал в США из Австро-Венгрии.

Жюль Дассен вскоре стал известным кинорежиссёром, но оказался в списке «антиамерикански настроенных» граждан. Семья была вынуждена перебраться в Европу, где Джо сменил 14 школ и выучил несколько языков и диалектов. В конце концов Дассены остановились в Париже.

Когда мне было 12 лет, родители переехали во Францию. Они правильно сделали, что отдали меня не в американскую школу, а во французский лицей, благодаря этому я практически в равной степени владею двумя языками, хотя по-английски говорю чуть лучше — все же это мой родной язык. — рассказывал Джо.

Джо вновь вернулся в США на некоторое время после развода родителей, где учился медицине, а затем антропологии и защитил диссертацию об индейском народе хопи. Знание американского и индейского фольклора сильно повлияло на его творчество. Он начинал петь как исполнитель фолка, противопоставлявшегося в 1960 годы во Франции волне йе-йе. На его ранних пластинках встречаются адаптации американских народных песен.

Стоит сказать, что в студенческие годы Джо Дассен подрабатывал мусорщиком, барменом, диджеем на радио, пел в барах и на улицах, несмотря на то, что семья не нуждалась в деньгах. В 1958 по просьбе отца он записал пару собственных песен к фильму «Закон». В 1963 году снялся в нескольких картинах отца и других режиссёров.

В том же 1963 году музыкант влюбился в девушку по имени Мариз Массьера, которая разделяла его увлечение музыкой и настояла на студийной записи его песен. И хотя Джо не хотел становиться певцом, так как кино притягивало его всё сильнее, он уступил просьбе.

Меня привела к песне именно любовь… Я записал свой первый диск, чтобы понравиться девушке, в которую был влюблён…

В 1964 г. он записал первый сингл — «Je change un peu de vent», адаптацию известной американской песни того времени Freight Train.

Популярность пришла не сразу, но теперь уже Джо не хотел отступать.  Вместе с продюсером Жаком Пле, он адаптировал для французской публики иностранные хиты «Bip Bip», «Ça m’avance à quoi», «Les Dalton», «Siffler sur la colline». Славу и признание принесла запись песни «Les Champs-Elysees»- «Елисейские поля» в 1969 году. Она продержалась в хит-парадах более семи недель, была переведена на несколько языков и принесла музыканту известность в западных странах и в СССР. Джо Дассен стал одним из самых популярных и признанных исполнителей во Франции.

В 1975 году «L’ete indien», адаптация известной песни итальянского певца Тото Кутуньо продержалась на вершине чартов 11 недель и стала единственной в репертуаре Дассена, которая по итогам года заняла первое место по продажам во Франции (более 800 тыс. копий). Дассен записал диск Joe Dassin «Le Costume blanc», все песни которого стали хитами: «Et si tu n’existais pas», «Ça va pas changer le monde», «Salut», «Il faut naître à Monaco».

Всего Джо Дассен выпустил 14 студийных альбомов, записал более 200 песен на французском, греческом, немецком, испанском, итальянском и английском языках. Было продано около 25 млн. копий его пластинок по всему миру.

По мнению самих французов, Дассен был не просто певцом, а феноменом, как Эдит Пиаф, Жак Брель, Жорж Брассенс и Клод Франсуа. Песни в его исполнении составляют золотой фонд ХХ века. Его бархатный баритон сочетался с артистизмом и приятной внешностью, он обладал чувством стиля и всегда был элегантен на сцене.

В июле 1979 г. Джо Дассен побывал в СССР — его пригласили на открытие гостиницы «Космос» в Москве. Успех  у советской публики был феноменальный: две вышедшие по лицензии пластинки, «Люксембургский сад» и компиляция «Поет Джо Дассен» по цене 3 рубля 50 копеек за каждую, моментально стали страшным дефицитом. Барыги «перепродавали» пластинки втрое дороже, заводы «Мелодии» допечатывали тиражи до 1988 года, но их всё равно не хватало.

Популярности способствовал и образ Джо Дассена, он полностью отвечал советским представлениям о правильном внешнем виде певца: элегантно одетый, с аккуратной прической и скромным поведением на сцене. После его приезда  в Москву, мужчины стали носить белые костюмы.

Джо пел на разных языках, все его песни были о любви и дружбе, о близком и понятном людям во всём мире. Низкий, волнующий, полный обаяния и теплоты голос и особая, доверительная интонация очаровывали не только слушателей, говорящих на французском.

Голос Дассена — приятный баритон хрипловатого тембра, с тёплыми, интимными интонациями. Исключительная музыкальность позволяла Дассену тонко чувствовать вокализацию европейских языков, на которых он пел, насыщать материал песни разнообразными интонациями. Большой певческий талант сочетался у Дассена с врождённым артистизмом и выигрышной сценической внешностью — стройной гибкой фигурой, красивыми пышными волосами, мужественным и обаятельным лицом с богатой мимикой. Дассен обладал тонким художественным вкусом и чувством стиля, был весьма элегантен на сцене. Голос и внешний вид певца прекрасно ложились на киноплёнку и аудиозаписи. В результате Дассен остался в истории одним из выдающихся мастеров шансона.

Особая манера поведения на сцене — держаться как можно ближе к краю подмостков, чтобы видеть глаза зрителей — оказала влияние на целые поколения исполнителей. Следуя традициям французского шансона, Дассен любил напевать, разговаривать с публикой, иногда полушёпотом, менять последовательность номеров, следуя не заранее составленной программе, а настроению аудитории и своему собственному.

«Моя работа, — вспоминал о профессиональном дебюте, став уже зрелым исполнителем, Дассен, — позволяет видеть людей с лучшей стороны: приходя на концерт, человек на какое-то время становится ребёнком, потому что он приходит отдохнуть и помечтать немного… »

Наиболее популярные песни французского шансонье : «Les Champs-Élysées» («Елисейские Поля», музыка А. Васиковича); «Et si tu n’existais pas» («Если б не было тебя»), «Salut» («Привет»), «L’été indien» («Бабье лето», все – музыка Т. Кутуньо, П. Лозито); «A toi» («Тебе», музыка Дж. Дассена, Ж. Бодло); «Ça va pas changer le monde» («Это не изменит мир», музыка Дж. Дассена, П. Массара).

Дассену было неполных 42 года, когда его сердце остановилось. Новость о смерти певца разлетелась по свету, на радиостанциях зазвучали песни Дассена. Во всех французских и множестве мировых газет появились самые трогательные некрологи. Даже советская «Правда» сообщила о печальном событии на полосе международной политики. Потрясённая публика раскупила все записи артиста. Диски с песнями Джо Дассена продолжают выпускать и в XXI веке, а песни всё так же трогают сердце.

В этой статье мы рассказали о Джо Дассене, иностранце, ставшем голосом Франции в XX веке. Вам понравилась статья? Дайте знать лайком ♥или дизлайком). Читайте другие статьи о Франции и её знаменитых людях, обогативших своим творчеством мировую культуру в рубрике «Это интересно» и по ссылкам:

Жак Превер. Поэт без рифмы и знаков препинания

Французские дивы. Анук Эме, «лучшая артистка всех времен и народо

Заз. Зингаро. Зигзаг

На букву «R». Роден. Рив Гош. Ресторан

 Ив Сен-Лоран

Антуан де Сент-Экзюпери. Писатель, влюблённый в небо

Последняя королева Франции

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: