Поль Мориа (полное имя Поль Жюльен Андре Мориа, Paul Mauriat, 4 марта, 1925 — 3 ноября, 2006). Имя выдающегося французского композитора, аранжировщика и дирижера, в прошлом веке было известно во всём мире. Если же кто-то из молодых людей не слышал его, то с произведениями уж точно знакомы все. Стоит лишь напеть мелодии «Love story», «Autumn leaves», «Mamy blue» или «Alouette», которая стала фоном заставки популярной передачи «В мире животных».
Маэстро называли «Символом музыки, которая согревает сердца» и «Великим Мастером Легких Мелодий», который довел направление “легкая оркестровая музыка” или easy listening до «искрящегося совершенства».
Поль Мория стал одним из самых популярных в России французских музыкантов задолго до того, как приехал в нашу страну на гастроли. Фирма “Мелодия” выпускала его пластинки не лицензионно и в больших количествах, благодаря чему чудесные мелодии проникали в дома, телепрограммы и в ледовые дворцы как сопровождение к номерам фигурного катания; без них не обходился ни один концерт по заявкам.
Каким же секретом обладал композитор, музыка которого продолжает волновать наши сердца?
Поль Мориа, родился во Франции, в городе Марселе, в семье музыкантов-любителей и рано погрузился в мир музыки. Сначала отец сам обучал сына игре на фортепиано, а в 10 лет отвел юного виртуоза в консерваторию (музыкальную школу). И хотя учёба пришлась на трудные времена немецкой оккупации, мальчик не терял надежды продолжить обучение в Париже. Скоро он увлекся джазом, а в 17 лет создал свою первую «джаз-банду» которая выступала в кабаре и мюзик-холлах…
В конце 1950-х судьба подарила Полю Мориа встречу, ставшую прологом к большому успеху. Он начал работать в звукозаписывающей компании Barclay в качестве аккомпаниатора и аранжировщика, где познакомился с Шарлем Азнавуром, а через него и с другими известными музыкантами, такими как Морис Шевалье, Анри Сальвадор, Далида. Только для Шарля Азнавура Поль Мориа сделал более 120 музыкальных аранжировок, для Мирей Матье он писал песни не менее пяти лет и с ней же, в 1967 году приезжал в Москву, где их концерт имел бешеный успех.
Композитор работал также и сольно, причём некоторые произведения он записывал под псевдонимами Ричард Одри и Вилли Твист. Его первый транснациональный хит «Chariot» (на англоязычном рынке «I Will Follow Him») тоже был опубликовал под псевдонимом Del Roma (его соавтор Франк Пурсель «стал» Джей Ви Стоулом). Эта песня, созданная для “Евровидения”, была исполнена на французском тогдашней поп-звездой Петулой Кларк.
Хит поразил музыкальные чарты, став номером один во Франции, номером восемь – в Бельгии. Потом Поль Мориа создал Гранд-оркестр, сочинил музыку к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе” и “Жандарм в Нью-Йорке” и посетил с гастролями СССР. Москва, Ленинград и Казань принимали у себя Мирей Матье, аккомпанировал которой эстрадно-симфонический оркестр Поля Мориа. Также Мориа написал песню о революции в России «Когда рассвет, товарищ?» («Quand fera-t-il jour, camarade?»), которую Матье исполнила в сопровождении Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
А в 1968 году родилась инструментальная версия песни Андре Поппа, исполненной на “Евровидении” гречанкой Вики Леандрос «L’amour est bleu»(«Love Is Blue»), которая возглавила хит-парад журнала Billboard в США на целых пять недель. Именно она «пробила стену между французским оркестром и американским слушателем». На пять недель французская легкая музыка отодвинула контркультуру.
Пластинка «L’amour est bleu» разошлась по миру тиражом более шести миллионов экземпляров, став «золотой» в США, Австрии, Канаде, Аргентине, Мексике, Японии, Бразилии и принесла Большую премию диска во Франции. И теперь композитор гастролирует и пишет по 50−60 новых композиций в год и аранжирует для оркестров популярные песни с невероятной скоростью. Например, “Индейское лето” Джо Дассена оркестр исполнял уже на утро после того, как песня взлетела на вершину хит-парада.
В 1978 году по приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества «СССР- Франция», Поль Мориа приезжает в СССР сольно, со своим знаменитым оркестром. Он уже провёл триумфальные гастрольные туры по США, Канаде, Южной Корее, Бразилии и Японии.
Русский слушатель был заранее готов к приезду композитора. “В мире животных”, “Кинопанорама” и в мультфильмы звучали его мелодиями, хотя имя исполнителя в силу неучастия страны в конвенциях по авторскому праву не указывалось (лицензионные пластинки появились после гастролей Гранд-Оркестра Поля Мориа в России). Вот некоторые выдержки из прессы о том событии:
Это было невероятно, невозможно, немыслимо. Билетов в кассах не осталось за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями — он и не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен. А ведь к этому моменту в магазинах грампластинок продавалось уже как минимум две пластинки оркестра, выпущенных, конечно, без всякого согласия компании Philips.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пригласил французского гостя к себе в Кремль и был очень впечатлён знакомством. Говорят, что и позже, когда он слушал мелодии Мориа, по его щекам текли слезы.
Ящики с аппаратурой задержались в Париже на три дня, и все эти три дня Мориа со своими помощниками мотался по советской столице в поисках замены (не хотелось срывать концерт). Примечательно, что большую часть зала, вмещающего 2500 зрителей (билеты были проданы за месяц до концерта), по мнению самого Мориа, составляли сотрудники милиции и КГБ. Но, скорее всего, число сотрудников несколько преувеличено…(Ю. Москаленко)
Тогда же композитор познакомился с бардом Сергеем Никитиным, благодаря чему в репертуаре оркестра появилась написанная Никитиным и Виктором Берковским песня “Под музыку Вивальди”. Поль Мориа тоже любил русскую музыку — альбом Russie de toujours («Вечная Россия»), записанный ещё в середине 1960-х годов переиздавался многократно на виниловых пластинках, и на CD. Оркестр приезжал в Россию ещё раз в 2002-м году с новым дирижером, Жилем Гамбюсом, когда Мориа уже прекратил работу в качестве дирижёра.
Поль Мориа был счастливо женат, супруга сопровождала его во всех турне и глубоко ценила его творчество. Детей у пары не было. Что касается характера маэстро, современники отмечали, что «он был сдержан, скромен, естественен и удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни… В нём было море обаяния и ни капли фальши”.
Поль Мориа записал более 1200 произведений (а это более 100 альбомов), наиболее известные хиты «Nocturne», «Love is blue», «Toccata». Музыка до сих пор популярна особенно в Японии, Южной Корее, Тайване, Китае, где его альбомы и сборники и сейчас продаются в огромном количестве.
Возможно, секрет невероятной популярности музыки Мориа в том, что, она хороша как для концертного зала, так и для жизни: повсюду создаёт душевную атмосферу, касаясь самых тонких наших чувств. Мелодии маэстро и сейчас звучат современно.
Композитор попрощался с публикой в 1998-м во время японского турне.
Это только так говорится — легкая оркестровая музыка, а ведь за этими тремя словами стоит тяжелый, хоть и счастливый, каждодневный труд. Мориа устал; он не желал становиться дряхлеющим памятником самому себе — и провел последние годы жизни в собственном доме, в Перпиньяне. (А. Липатов)
Поль Мориа оставил неизгладимый след в музыкальной культуре. Его творчество продолжает влиять на многих современных исполнителей и композиторов. Романтичные мелодии и утонченные аранжировки делают его музыку востребованной даже спустя десятилетия. Он был не только мастером легкой оркестровой музыки, но и пионером, который смог донести ее до широкой публики. Мелодии, наполненные романтикой и легкостью, стали саундтреками к жизни людей.
В страстной любви к музыке, чистоте мелодий и утонченных аранжировках — вот в чем заключен секрет популярности его произведений. Непередаваемая атмосфера, которую создавали его композиции, поражала и продолжает поражать слушателя.
Поль Мориа покинул наш мир 3 ноября 2006 года, но музыка, которой он отдал всю свою жизнь, остаётся с нами. Альбомы оркестра продолжают переиздаваться, его мелодии звучат на различных музыкальных платформах, а имя маэстро остается в сердцах поклонников.
Эту статью мы посвятили композитору, чьи мелодии дороги и близки многим людям. Пусть и его имя — Поль Мориа — тоже останется в нашей памяти.
Надеемся, что Вам понравилась статья и Вы с удовольствием прочитаете и другие, например:
Ален Делон. Alain Delon. Секс-символ мирового кинематографа
Владимир Высоцкий. Французская история
Анн и Серж Голон. Anne et Serge Golon. Авторы «Анжелики»
Анри де Тулуз-Лотрек. Henri de Toulouse-Lautrec
Интересная статья про великого композитора Поля Мориа. Много информации, прекрасное оформление статьи
Благодарю за комментарий, Светлана!
Спасибо за интересную статью о Поль Мориа!
Изабелла, благодарю за комментарий!
Поль Мориа, конечно, гений! Это бесспорно. И, даже, если , вдруг, новое поколение не назовёт сразу его имя, услышав его мелодию, но музыка, написанная им, знакома каждому!
Ну, а мы, дети советского времени, на его мелодиях выросли и это имя не забудем никогда.
Спасибо за приятные воспоминания
Дания. благодарю за комментарий. совершенно согласна с Вами.
Очень интересная статья о Поле Мориа.
Спасибо большое за отзыв, Галина!