Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa (1864-1901) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Работая в рамках постимпрессионизма и раннего модернизма, он внес весомый вклад в развитие прикладной графики и стал одним из пионеров искусства плаката.
Художник, полное имя которого звучало как Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родился 24 ноября 1864 года в историческом замке в Альби на юге Франции. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду, восходящему к временам Карла Великого, однако к XIX веку утратили свое общественное влияние. Из-за семейной традиции заботиться о чистоте крови, родители будущего художника вступили в родственный брак: они приходились друг другу троюродными братом и сестрой. В результате кровосмешения Анри с шести месяцев он страдал от редкого заболевания суставов и костей, а интенсивные мучения его семьи усугублялись недугом, от которого его брат Роберт погиб в младенчестве. У Анри также была выраженная деформация лица, предположительно вызванная врожденным сифилисом, что, по мнению исследователей, было наследием его матери.
Увлечение скачками и охотой Анри было сведено на нет после трагических травм: в 13 лет он сломал правую ногу, а год спустя — левую. Переломы срослись неправильно, и ноги художника перестали расти, что привело к его карликовости — Анри ростом едва достигал 150 сантиметров. Его большой череп прятали под широким черным котелком, а массивную челюсть скрывала густая борода. Одежда Лотрека состояла из мешковатых брюк и длинных пальто, а в руках он неизменно держал изогнутую бамбуковую трость, без которой он не мог ходить.
Получив инвалидность, Анри расстроил своего отца, который мечтал о том, чтобы сын стал его спутником на охоте и в светских тусовках. Вместо этого, Лотрек находил утешение в компании проституток и танцовщиц, что принесло ему славу «горбатого донжуана». Несмотря на безумную любовь к женщинам, он мечтал о настоящих чувствах и однажды встретил девушку по имени Алина. Он даже перестал пить и сделал ей предложение, но мечты о семейном счастье разбились о барьеры ее семьи, вернувшей ее в монастырь.
Лишившись возможности жить обычной жизнью аристократа, Анри де Тулуз-Лотрек посвятил всего себя рисованию и живописи. Первые азы художественных навыков он получил в студии художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца. Благодаря Принсто Анри де Тулуз-Лотрек увлекся рисованием собак и лошадей, которых любил изображать его учитель. Он написал портрет своего наставника за работой над очередным полотном с конем.
В 1885 году Анри переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской он рисовал как одержимый. Лотреку импонировала смелая, выразительная угловатость произведений Дега и стиль японских гравюр, в них он черпал свое вдохновение. А со временем он создал свой оригинальный и неповторимый почерк.
Граф Альфонс де Тулуз — Лотрек правит упряжкой из четырех лошадей, 1881
Танцы в Мулен-Руж, 1890
Кроме того, Анри продолжал наслаждаться парижской жизнью на Монмартре, погружаясь в веселую атмосферу богемы. Исследуя жизнь людей вокруг себя, он стал свидетелем и chronicler их радостей и горестей. Творческая дружба с Винсентом Ван Гогом, также отверженным художником, обогатила его жизнь. Два отверженных человека непростой судьбы, два великих постимпрессиониста, они оба обладали бурным темпераментом и огромным запасом творческой энергии. 2 года художники рисовали и выставлялись вместе, поэтому их работы в этот период весьма похожи. Однако, их взгляды на мир были кардинально различны: Винсент стремился любить и сопереживать, а Анри был холоден и отстранён, предпочитая наблюдать за происходящим.
Перу Лотрека принадлежит один из самых знаменитых портретов Ван Гога. Портрет выполнен пастелью на картоне в насыщенных желтых и пурпурно-синих тонах с интересной штриховкой.
Лотрек, наблюдая за жизнью женщин, фиксировал их эмоции — печаль, восторг, усталость. Он не стремился к идеализации: наоборот, иногда изображал их с явными недостатками. Художник заявлял, что женщины по своей природе могут быть обделены красотой. Он рисовал совсем юных и уже увядших женщин с помятыми лицами, припухшими веками, усталым ртом, никогда не приукрашивал своих моделей, а порой даже изображал их в весьма грубой манере, искажая до неузнаваемости. И, когда его спрашивали, почему он уродует женщин, он отвечал: «потому, что они уродливы». Творчество стало для него своеобразным средством мести окружающим, и это проявлялось в гротескных изображениях моделей, как бы отражая собственную обиду на природу.
Женщина, подтягивающая чулок,1894
Тулуз-Лотрек стал одним из первых высококлассных художников, создающим афиши, и поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. Однажды хозяин Мулен Руж, будучи на грани разорения, поверил в то, что Анри сделает хорошую рекламу его заведению. Но, увидев творение Анри, он пришел в полный ужас. Однако афиша сработала как бомба, не оставив равнодушным никого. Популярность Мулен Руж взлетела до небывалых высот. Художники назвали ее «Творением Дьявола, призванным погубить живопись». К Лотреку пришла популярность и слава, звезды и знаменитости выстраивались в очередь за рекламой.Афиша труппы Алигантин, 1896
Однако его успех оскорблял семью, которая не признавала его работы художником. Мать откровенно призналась, что не гордится своим сыном, а дядя, при свидетелях, уничтожил восемь его картин со словами: «Этот недостойный мусор не будет позорить наш дом».
Из-за физических увечий художник не был способен обустроить личную жизнь и до последних дней оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Не имея ни жены, ни детей, Анри проводил дни в компании друзей-живописцев, а ночи — в борделях и постелях путан. В последние годы жизни де Тулуз-Лотрек искал общества близких и часто приезжал в имение матери, но агрессия, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя, помешала развитию этих отношений и больно ударила по преданным художнику членам семьи.
Автопортрет перед зеркалом, 1883
Несмотря на простоту изображения, в этом автопортрете чувствуется глубокая самоирония и уязвимость художника. Он смотрит на зрителя с прозрачной грустью и иронией.
К началу 1901 года здоровье Анри существенно ухудшилось. Под присмотром родственников, он пытался привести в порядок свои дела, но болезнь оказалась роковой. Испытывая физические боли, художник едва мог водить по холсту кистью, а к лету состояние настолько ухудшилось, что он с трудом передвигался по комнате. В конце августа 1901 года после инсульта он стал парализованным и вскоре скончался 9 сентября, не дожив до 37 лет. Хотя родственники старались скрыть истинную причину его смерти, в газетах была опубликована информация о том, что он пал жертвой сифилиса и алкоголизма.
Интересные факты
1. Размер художественного наследия: За свою относительно короткую жизнь (он умер в 1901 году в возрасте 36 лет) Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
2. Литография: Художник был мастером литографии, и его плакаты для кабаре стали культовыми. Эти работы принесли ему известность и признание.
3. Технические эксперименты: Тулуз-Лотрек экспериментировал с формами и стилями, используя яркие цвета и сильные контуры, что предвосхитило развитие экспрессионизма.
4. Вдохновение от женщин: Большинство его работ посвящены женщинам, особенно танцовщицам и артисткам. Тулуз-Лотрек часто изображал их в повседневной жизни, подчеркивая их индивидуальность.
5. Уязвимость: Несмотря на свою артистическую жизнь, Тулуз-Лотрек страдал от алкогольной зависимости, что также отразилось на его здоровье и творчестве.
Анри Тулуз-Лотрек — яркий пример художника, который, несмотря на свои физические ограничения, смог создать уникальное художественное наследие, вдохновляясь окружающим миром и своими личными переживаниями. Его работы продолжают вдохновлять современных художников и ценителей искусства благодаря своей выразительности, яркости и глубокой человечности. Тулуз-Лотрек останется в памяти как символ парижской богемной жизни и мастер передачи эмоций через искусство.
Читайте также:
Париж глазами художников. Часть 1
Париж глазами художников. Часть 2. Импрессионисты
Лувр: История, Коллекции и Интересные Факты
Селин Дион, “икона с золотым голосом”
Жак Превер. Поэт без рифмы и знаков препинания
Французские дивы. Франсуаза Арди
Французские дивы. Анук Эме, «лучшая артистка всех времен и народов»
Какой непростой жизненный путь
Очень интересная статья, спасибо автору