Мирей Матьё: «любимая француженка СССР»

В истории культурных связей СССР и Франции было удивительное явление: хрупкая девушка из пролетарской семьи стала одной из самых издаваемых западных певиц в Советском Союзе. Мирей Матьё — певица, чей чистый, мощный голос и безупречный образ преодолели железный занавес, став исключением из строгих идеологических правил.

Её путь в СССР начался в 1967 году с выступления на «Голубом огоньке» — редкий случай, когда западную артистку пригласили на главный музыкальный телепроект страны. Тогда зрители СССР впервые услышали голос 20-летней француженки. Её «La Marseillaise» в строгом костюме без украшений идеально совпала с советской эстетикой: В отличие от других французских звёзд, Матьё не просто «терпели» — её активно продвигали. Судите сами:

  • 5 официальных альбомов на «Мелодии» общим тиражом 1,7 млн экземпляров
  • 3 аншлаговых тура по СССР (1970, 1980, 1986)
  • Специальный репортаж в программе «Время» (1986)

Парадокс популярности Мирей Матьё в СССР:

В то время как Пиаф считали «слишком буржуазной», а Далиду — «аморальной», Матьё стала идеологически правильной альтернативой. Её репертуар (патриотичные гимны, песни о труде) и скромный стиль (закрытые платья, минимум макияжа) соответствовали советским нормам.

Но за этим фасадом скрывалась гениальная артистка, которую обожали и простые рабочие, и партийная элита:

  • Леонид Брежнев лично одобрил её первый концерт в Кремле (1970)

  • Рабочие Уралмаша переписывали её кассеты в обмен на талоны на бензин

  • В 1980-х её «La vie en rose» пели на всех советских свадьбах

Гастроли в СССР: архивные подробности

1986 год. Ленинград. Концерт в БКЗ «Октябрьский»:

  • Билеты раскупили за 3 дня (цена — 5 руб. при средней зарплате 180 руб.)
  • На втором отделении спела «Подмосковные вечера» на русском
  • Подарила дирижёру часы с гравировкой (хранятся в музее)

Мирей Матьё в СССР

Мирей Матьё в красном платье на сцене БКЗ «Октябрьский», 1986

Мирей Матьё на сцене

Мирей Матьё: биография и личная жизнь «парижского соловья»

Мирей родилась 22 июля 1946 года в Авиньоне в семье каменщика Роже Матьё и домохозяйки Марсель. В семье с 14 детьми Мирей была самой старшей. Жили в крошечном доме без водопровода. В 8 лет Мирей бросила школу из-за дислексии (читала по слогам всю жизнь). С 13 лет девочка работала на фабрике конвертов.

Мне страшно повезло — я родилась настолько пронзительно бедной, что мне не оставалось в жизни ничего иного, как научиться много и хорошо работать», — признавалась позднее Матьё.

Мирей Матьё в детстве
Мирей Матьё в детстве

Первая песня:

Отец Мирей любил оперу и обладал прекрасным тенором. В семье была кумиром Эдит Пиаф. Поэтому, Мирей, знала все песни наизусть. В 1960 году отец услышал, как 14-летняя Мирей поёт «Jezebel» во время уборки. Позже она признавалась: «Я пела, чтобы забыть о голоде».

Путь к славе начался так:

1962: победа в местном конкурсе талантов (приз радиоприёмник). Вся семья  всегда поддерживала ее.
1964: Первое выступление на TV в программе «Jeu de la chance» — спела «Jezebel».
1965: Знакомство с продюсером Джонни Старком, который сравнил её голос с «молодой Пиаф».

Мирей Матьё с продюсером Джонни Старком
Мирей Матьё с продюсером Джонни Старком

Переломный момент:

23 ноября 1965 года Мирей исполнила «Mon credo» на французском TV. На следующий день газеты написали: «Родилась новая Пиаф!»

Мирей гастролировала по всему миру. Она пела для королей и королевы, глав государств. Упорный труд сделал из неё аристократку до десятого колена, так не похожую на бедную девочку из Авиньона.

Личная жизнь: одиночество за кулисами

В жизни Мирей Матьё было несколько личных и романтических драм. Но она никогда не делилась подробностями своей личной жизни и не называла имён. Однажды, она призналась, что никогда не была замужем и не имела детей из-за страха «разделить любовь между семьёй и сценой».

«Моя единственная любовь — музыка» (из интервью 1995 года)

Интересные факты:

  • У Мирей 33 размер обуви, а её рост — 153 см.
  • Музыку для неё писали Поль Мориа, Мишель Легран, Эннио Морриконе, Франсис Лей, Шарль Азнавур. Матьё поет на 10 языках, часто дуэтом: с Шарлем Азнавуром, с Далидой.

Награды и звания:

  • орден Почётного легиона (кавалер в 1999 году, офицер — в 2011 году);
  • российский орден Дружбы (ноябрь 2010 года);
  • почётная медаль ЮНЕСКО «Пять континентов» (март 2014 года);
  • звание «Почётный профессор в сфере культуры» (2018 год).
  • В 1978 году Мирей Матье стала прототипом бюста Марианны – национального символа Французской Республики.

Наследие: королева шансона сегодня

За время творчества Мирей Матьё спела более 1500 песен, записала более 75 пластинок. Продажи дисков насчитывают свыше 130 миллионов альбомов и 55 миллионов синглов в мире.

Начиная с 2009 года ежегодно Матьё выступает на Красной площади на фестивале «Спасская башня«, где исполняет песни  а французском языке и на русском языке, в том числе «Очи черные», «Подмосковные вечера», «Не уезжай ты, мой голубчик», а также гимн России. В Москве она неизменно останавливается в гостинице «Националь».

Впервые я побывала в СССР еще в 1967 году. И затем приезжала множество раз. Между мной и Россией возникла настоящая «история любви», которая продолжается по сей день. Я этого никогда не скрывала. Все знают о моих чувствах по отношению к вашей стране, знают мой характер. Наверное, поэтому никому в голову не приходило предостерегать меня от поездок в Москву и другие российские города. (из интервью Российской газетае- Федеральный выпуск: №172(6148)

Певица оказала большое влияние на Пугачёву, которая переняла манеру держать микрофон и драматичные паузы.

«Я счастлива, что мои песни звучали и в СССР, и в России. Это доказательство — музыка сильнее политики» (из интервью 2023)

Коллекционная ценность: Винил «Поёт Мирей Матьё» (1980) стоит 12 000 руб.

Философия жизни:

История Мирей Матьё — это путь от нищеты к мировой славе без компромиссов:

  • Ни одного скандала за 60 лет карьеры
  • Ни одного фальшивого концерта
  • Ни одного отказа от принципов

Мирей Матьё создала мост между Францией и СССР не политическими декларациями, а чистотой нот и искренностью эмоций. Как сказала сама певица: «Я пела не для границ, а для сердец — и они ответили мне взаимностью от Парижа до Владивостока».

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников французской и российской прессы.

Понравилась статья? Дайте знать в комментариях. Читайте также:

Лучшие французские певцы XX века: золотая эпоха шансона

Селин Дион. «Икона с золотым голосом»

Франсуаза Арди. Françoise Hardy. «Самая суть французского стиля»

Anouk Aimée. Анук Эме, «лучшая артистка всех времен и народов»

Владимир Высоцкий. Французская история любви, творчества и признания

Поль Мориа «Великий Мастер лёгких мелодий»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: