Жильбер Беко: «Месье 100 000 вольт» французской эстрады

Жильбер Беко создал эталон шоумена: его выступления были театром эмоций. На концертах он буквально взрывал зал: прыгал на рояль, носился по сцене и заряжал публику так, что зрители ломали стулья в экстазе. 33 раза покоряя сцену легендарной парижской «Олимпии», он заслужил своё прозвище — «Месье 100 000 вольт».

Детство и начало карьеры

Настоящее имя Жильбера Беко — Франсуа Жильбер Сийи). Он родился 24 октября 1927 года в Тулоне, во Франции. Его музыкальные способности проявились рано — он обучался в консерватории Ниццы, но Вторая мировая война прервала его образование. Юный Беко присоединился к движению Сопротивления вместе со своим братом.

После войны 18-летний Франсуа Сийи (будущий Жильбер Беко) переехал в Париж, мечтая о славе. Начав как пианист в барах, он вскоре стал писать музыку под псевдонимом Франсуа Беко (фамилия отчима), который впервые зарегистрировал в SACEM в 1947 году.

Его судьбу изменили две ключевые встречи:

  1. С Морисом Видаленом и Пьером Деланоэ — будущими соавторами многих хитов
  2. С певицей Мари Бизе, которая познакомила его с Жаком Пиллсом

В 1950 году Беко стал аккомпаниатором Пиллса, а затем произошла судьбоносная встреча с Эдит Пиаф — он написал для неё хит «Je t’ai dans la peau» и стал её аккомпаниатором.

Этот период заложил основы будущей легенды французской эстрады, чьи песни покорили весь мир.

Восхождение к славе

В 1952 году судьба свела двух будущих легенд французской эстрады — Жильбера Беко и начинающего Шарля Азнавура. Хотя Азнавур выступал с 1933 года (с 9 лет!), оба в то время были новичками в мире шансона.

Их сотрудничество:

  • Совместное творчество (песни «Viens», «Terre Nouvelle»)
  • Взаимная поддержка на старте карьеры
  • Периодические совместные проекты даже после обретения славы

Этот творческий тандем, зародившийся в тени Эдит Пиаф, стал важной вехой в становлении обоих артистов.

К 1952 году окончательно сформировался образ Жильбера Беко:

  • Официально взял сценическое имя
  • Обрёл фирменный стиль (знаменитый галстук в горошек)
  • Нашёл свой музыкальный почерк

Накопленный опыт работы с Жаком Пиллсом, талант композитора и сотрудничество с лучшими авторами (Деланоэ, Амад) создали идеальные условия для прорыва.

Триумф в «Олимпии» (1955)

17 февраля 1955 года состоялось историческое выступление, когда:

  • Беко впервые вышел на сцену как главная звезда
  • Его энергетика вызвала невиданный ажиотаж
  • Публика в экстазе разрушила часть зала

Его невероятная энергетика на сцене произвела огромный эффект. Именно тогда он получил прозвища:  «Господин Динамит»,  «Атомный гриб», «Месье 100000 вольт» (ставшее визитной карточкой)

Менее чем за два года Беко превратился из «американской звезды» (артиста второго плана) в главное имя французской эстрады, чьи выступления становились культурными событиями национального масштаба.

В 1961 году Беко создал свою самую известную балладу «Et maintenant», которая позже в исполнении Фрэнка Синатры («What Now My Love») покорила весь мир. Эту песню также перепели Элвис Пресли и Шер.

«Et maintenant»

Главные хиты

Среди наиболее знаменитых песен Жильбера Беко:

  1. «Nathalie» (1964) — трогательная история о русской девушке — экскурсоводе, вдохновлённая поездкой в СССР. После выхода песни тысячи французских девочек получили имя Натали.

  2. «L’important c’est la rose» — философская композиция о ценности прекрасного в жизни.

  3. «Le jour où la pluie viendra» (1958) — первый хит Беко, попавший в британские чарты.

«Nathalie» (1964)

«L’important c’est la rose» (посвящение Маленькому принцу«)

Особенности стиля

Беко создал уникальный сценический образ, сочетавший:

  • Энергичные, почти акробатические выступления
  • Проникновенные лирические баллады
  • Театральную подачу каждого номера

И иконические атрибуты:

  • Галстук в горошек — его фирменный стиль;
  • Рука у уха — жест, ставший визитной карточкой;
  • 400 песен в репертуаре, включая хиты «Et maintenant» и «Nathalie»

Его песни перепевали такие звёзды, как Шарль Азнавур, Джо Дассен, Мирей Матье, а также многие советские исполнители.

Личная жизнь

В 1953 году Беко женился на Моник Николя, у пары родился сын Ги.

В 1957 году Беко пережил бурный роман с Бриджит Бардо. Их отношения были настолько страстными, что после одной из ссор Бардо даже предприняла попытку суицида.

В 1962 году Беко соблазнил жену Клода Франсуа  — Джанет, которая работала танцовщицей в «Олимпии» и увёз её на гастроли в Италию, разрушив брак последней.

Позже певец женился на Китти Сент-Джон, с которой прожил в браке 30 лет.

«Marie, Marie»

«C’est merveiileux, l’amour»

Жильбер Беко и СССР

Несмотря на «железный занавес», Жильбер Беко стал одним из немногих западных артистов, чья музыка проникла в СССР и обрела там невероятную популярность. Вот ключевые моменты этих культурных связей:

Песня «Натали» — главный советский хит

Его «Nathalie» — романтическая баллада о французе, влюблённом в русскую девушку — гида на Красной площади. Текст упоминал мавзолей Ленина и кафе «Пушкин» (которого тогда ещё не существовало!)

Песню крутили по радио, перепевали советские артисты, а студенты МГИМО даже сочиняли пародии на мотив «Nathalie» .Беко шутил, что после гастролей в Москве написал «продолжение» — «Дочь Натали», чтобы успокоить любопытных журналистов.

Гастроли в СССР

  • Беко приезжал в СССР в начале 1960-х. Его концерты показывали по телевидению, а стиль — галстук в горошек и энергичные выступления навсегда запомнился зрителям.

  • В отличие от Клода Франсуа, которому запретили концерт в 1976 году, Беко воспринимался советскими властями лояльнее — возможно, из-за «пролетарского» имиджа и темы «Nathalie».

Культурный парадокс

Хотя Беко никогда не скрывал антикоммунистических взглядов (автор текста «Nathalie» Пьер Деланоэ открыто критиковал СССР), его песни звучали на советских танцплощадках. В 1980-х кассеты с его музыкой распространялись через знакомых, а песня «Et maintenant» (в адаптации Синатры) стала символом «запретного Запада».

После смерти Беко в 2001 году его имя в России вспоминали редко, но «Nathalie» осталась в ностальгическом плейлисте поколения 60–80-х .

Последние годы и наследие

В 1990-е годы Беко боролся с раком горла, но продолжал выступать, иногда даже с капельницей за спиной. Он ушёл из жизни 18 декабря 2001 года на своей яхте «Аран».

Сегодня наследие Жильбера Беко продолжает жить:

  • Его песни звучат в популярных фильмах («1+1», «Такси»)
  • В 2016 году вышел документальный фильм «Bécaud, mon père»
  • Его творчество вдохновляет современных исполнителей от Лара Фабиана до Милен Фармер

Я столько натворил, что в моих водительских правах, выданных Всевышним, уже не осталось места для проколов».

Жилбер Беко- французский певец
Жилбер Беко на сцене

Жильбер Беко навсегда останется символом французской эстрады — не только благодаря хитам вроде «Nathalie» и «Et maintenant», но и своей невероятной сценической энергетике. Его музыка преодолевала границы, вдохновляя артистов от Фрэнка Синатры до современных поп-звёзд. Даже в СССР, где западных исполнителей почти не знали, его песни звучали тайно — на пластинках, привезённых «из-за границы».

Беко доказал: настоящая страсть к музыке может взорвать любые рамки — будь то скромные парижские кабаре 1950-х или «Олимпия», где публика ломала стулья от восторга. «Месье 100 000 вольт» не просто пел — он заряжал эпоху.

Понравилась статья? Поделитесь в комментариях! Читайте также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: