Ив Монтан ( Yves Montand) — не просто певец, а символ. Символ борьбы, страсти и горького разочарования. Его бархатный баритон, пропитанный дымом парижских кабаре, звучал на площадях Праги, в московских концертных залах и нью-йоркских джаз-клубах. Но главное — он звучал правдой.
Монтан не боялся петь о том, во что верил, даже если это стоило ему карьеры. В 1950-е он ехал в СССР с верой в социализм, а уезжал — с разбитым сердцем. В 1960-е покорял Голливуд, но оставался чужим среди гламура. Его песни — «Les Feuilles Mortes», «C’est si bon», «À Paris» — стали гимнами для тех, кто искал свободу в несвободное время.
А ещё он был последним романтиком. Тот, кто любил Симону Синьоре до боли, изменял ей с Мэрилин Монро, а после её смерти так и не смог простить себе эту слабость. Тот, кто верил в коммунизм, пока не увидел советские танки в Будапеште. Тот, кто пел о любви, но так и не нашёл её в полной мере.
В этой статье мы расскажем Вам об этом замечательном французском певце.
Содержание
Ив Монтан: как сын итальянского коммуниста стал звездой французской эстрады
Детство: бегство от фашизма
Стоит начать с того, что Ив Монтан по национальности не француз, а итальянец. Он родился 13 октября 1921 года в маленьком тосканском городке Монсуммано -Терме. И звали его Иво Ливи. Иво был младшим из трёх детей в семье, где за обеденным столом постоянно сталкивались две идеологии: отец Джованни, ярый коммунист, и мать Джузеппина, набожная католичка.
Когда к власти пришёл Муссолини, семья спешно уехала из Италии. Мечтали о США, но судьба распорядилась иначе: визу не дали, и в результате в 1924 году они оказались в Марселе, среди шума порта и запаха свежего багета. В 1929 году Ливи получили французское гражданство, но детство Иво уже навсегда было окрашено воспоминаниями о страхе и бегстве.
Юность: от парикмахерской до сцены
Марсельские доки стали его первой школой жизни. Подростком Иво:
- Мыл полы в парикмахерской сестры
- Разгружал ящики с рыбой в порту
- В 17 лет впервые вышел на сцену местного клуба
Когда мать звала его домой, она кричала: «Ivo, monta!» («Иво, поднимайся!») — от этой смеси итальянского и французского родился его творческий псевдоним.
Встреча, изменившая всё
1944 год стал очень важным в личной и профессиональной жизни молодого певца. Париж только освобождён. 23-летний Монтан поёт в кабаре «Мулен Руж», когда за кулисами появляется сама Эдит Пиаф. И происходит магия:
- Она старше его на 6 лет, но это не мешает бурному роману
- Пиаф становится его учителем: переделывает репертуар, учит сценической манере
Но в 1946 году Пиаф бросает Монтана. Это расставание станет для Монтана, который считал, что нашёл любовь жизни, болезненным уроком. Тем не менее, роль певицы в жизни начинающего актёра и певца стала решающей, как и в жизни Шарля Азнавура.

📹 Ив Монтан «Опавшие листья»
Ив Монтан: между сценой и кинокамерой
Становление шансонье
В послевоенном Париже Монтан находит своих людей – музыкантов, которые помогли отточить его фирменный стиль. Ими стали:
- Боб Кастелла (пианист) – создал узнаваемые джазовые аранжировки
- Анри Кролла (гитарист) – привнёс цыганские мотивы
- Жак Превер – его поэзия стала основой хитов («Les Feuilles mortes», «Barbara»)
Именно тогда формируется образ «поющего пролетария» – в его песнях оживали дальнобойщики, докеры и солдаты. Этот образ особенно полюбился в СССР, куда Монтан приехал с гастролями в 1956 году на полтора месяца.

Ив Монтан «La vie en rose» — » Жизнь в розовом цвете»
Ив Монтан «À Paris» — «В Париже»
Технологический прорыв
10 июля 1962 года Монтан вошёл в историю как первый артист, чьё выступление транслировали через спутник (Telstar). Французские инженеры, не предупредив американцев, «врезались» в тестовый эфир – так миллионы зрителей внезапно увидели, как Монтан поёт «La Chansonnette».
Последние концерты
Свой прощальный тур «One Man Show» он провёл в 1981 году в легендарной «Олимпии». Зал плакал, когда 60-летний Монтан исполнял «Les Feuilles mortes» – песню, ставшую его визитной карточкой.
Кино: от провала к триумфу
1946 год: Фильм «Врата ночи» Марселя Карне, где Ив сыграл главную мужскую роль, не вызвал доверия публики. 1953 год: Триллер «Плата за страх», получил уже больше положительных отзывов: небрежный шарм Монтана идеально подошёл для роли водителя. В 1960—1970-е годы Монтан уже полностью раскрывается как актёр.
Благодаря сочетанию харизмы, характерной внешности и особой манеры исполнения ролей, Ив Монтан получил статус секс-символа европейского кино. Его образ рабочего парня с южным темпераментом, бархатным голосом и проникновенным взглядом привлекал внимание зрителей.
Особую популярность в этом качестве он приобрёл после роли в фильме «Займёмся любовью» (1960), где снимался вместе с Мэрилин Монро. Критики отмечали его природное обаяние и способность создавать на экране убедительные образы страстных, волевых мужчин. Сам Монтан относился к этому статусу с иронией, подчёркивая, что предпочитает, чтобы его оценивали прежде всего как актёра и певца, а не как секс-символ.
К 1970-м он практически оставил эстраду, полностью погрузившись в кинематограф.
Личная жизнь: любовь и измены
Симона Синьоре – любовь всей жизни
В 1949 году в Сен-Поль-де-Ванс Монтан встретил и полюбил Симону Синьоре, которая вскоре рассталась с первым мужем Ивом Аллегре. В декабре 1951 года влюблённые, которым было обоим по 28 лет, поженились в том же провансальском ресторане «Золотая голубка», где встретились.
Ив удочерил дочь Симоны и Ива Аллегре. Пара талантливых актёров не сходила с обложек журналов и часто выступала на одной съёмочной площадке.
Они были вместе до смерти Симоны в 1985 году. Ив заботился о больной жене, он хотел умереть раньше неё. Но случилось по-другому. Симона ушла в 64 года.
На свадьбу Ив и Симона получили диковинный свадебный подарок от Пабло Пикассо — эскиз, нарисованный фломастерами. Фломастеры тогда были ещё мало кому известны.

Другие женщины
Кроме Эдит Пиаф и жены Симоны Синьоре, у Монтана был роман с Мэрилин Монро (1960), он случился на глазах у Симоны прямо во время съёмок в Голливуде. Разрываемый между страстью и любовью к жене, Ив выбрал второе. Симона впала в депрессию. А Ив пытался загладить свою измену, таи и жил с чувством вины.

После смерти Симоны, у Монтана был роман с секретаршей Ив Кароль Амьель, которая родила ему сына Валентина в 1988 году. Валентин стал единственным наследником артиста. Хотя после смерти Монтана ещё одна женщина Анна-Жильберта Дроссар пыталась доказать его отцовство через эксгумацию, тест ДНК оказался отрицательным.
Последние годы
В 1991 году сердце 70-летнего актёра остановилось во время съёмок. Он умер как настоящий артист – на рабочем месте.
Ив Монтан скончался 9 ноября 1991 года во время работы над фильмом «IP5: Остров толстокожих». В последние съёмочные дни 70-летний актёр выполнял сложные сцены – несколько дублей подряд в ледяной воде при неблагоприятных погодных условиях. Съёмочная группа не обеспечила должного обогрева между дублями, что привело к переохлаждению и развитию пневмонии.
По словам режиссёра Жан-Жака Бенекса, Монтан завершил последний кадр, после чего его состояние резко ухудшилось. Хотя в фильме его герой умирает от сердечного приступа, в реальности сам актёр был госпитализирован и скончался на следующий день в больнице от инфаркта, осложнённого воспалением лёгких.
Монтан был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, рядом с Симоной Синьоре, его женой и музой.
Ив Монтан «C’est si bon»- «Это так хорошо »
Ив Монтан «La ballade de Paris» — «Прогулка по Парижу»
Ив Монтан и СССР: от симпатий к разочарованию
Левые взгляды и советская популярность
Как выходец из рабочей семьи, Монтан в молодости придерживался левых убеждений, что способствовало его популярности в СССР. В 1950 году он поддержал Стокгольмское воззвание за запрет ядерного оружия, а в 1956-м, несмотря на критику во Франции, отправился на гастроли в Советский Союз.
В Москве, Ленинграде и других городах его встречали аншлаги, а песня «Задумчивый голос Монтана звучит на короткой волне…» (исп. Марк Бернес) стала своеобразным гимном его советской славы.
Разрыв с СССР
Однако после событий 1968 года в Чехословакии Монтан резко осудил политику СССР. Это привело к охлаждению отношений:
-
Его записи исчезли из радиоэфира
-
Пластинки изъяли из каталога «Мелодии»
-
Фильм «Жить, чтобы жить» (1967) вышел в прокат только в 1975 году
Несмотря на это, в 1980-х советская пресса писала, что Монтан «отошёл от прежних идеалов», хотя сам он никогда не состоял ни в одной партии.
Наследие: искусство вне политики
Ив Монтан остался в истории как артист, чьё творчество оказалось сильнее идеологических разногласий. Его голос — хриплый, страстный, наполненный живой эмоцией — до сих пор звучит для тех, кто ценит искренность в искусстве. Потому что в его голосе — целый мир, где даже в самые тёмные времена есть место красоте. Для миллионов он навсегда останется голосом свободы.
Понравилась статья? Ждём комментарий! Читайте также:
Лучшие французские певцы XX века: золотая эпоха шансона
Мирей Матьё: «любимая француженка СССР»
Далида: трагическая судьба королевы французской эстрады
Шарль Перро. Детские сказки со взрослыми тайнами
Винсент Ван Гог. Поэзия на холсте
Пьер-Огюст Ренуар. Жизнь и творчество
С большим удовольствием прочитала и послушала статью о французском певце и актёре Иве Монтане. Ваши статьи мне очень нравятся.
Очень интересная судьба певца! Какой романтик!
Красивая статья с таким красавчиком как Ив Монтан читала с удовольствием, Спасибо.
Спасибо за интересную статью, раньше не знала про его биографию. Надо же, Эдит Пиаф бросила его. Как бывает!
Жизнь полна сюрпризов, не всегда приятных.