Винсент Ван Гог (1853—1890) — художник, творчество которого при жизни практически не замечали. Сегодня же он считается гением живописи. В чём же его секрет? Возможно, в том, что внутренний мир, который он выражал на холсте, был так непохож на миры других людей. Ван Гог мечтал о цветах, которые не растут в природе, и эти мечтания отражались в его картинах.
Нормальность — это асфальтированная дорога: идти комфортно, но на ней не растут цветы.
Так что же мы можем сказать о Ван Гоге? Он был человеком с огромным талантом и ещё большими проблемами; страдал от психических заболеваний, включая депрессию и эпилепсию. Картины отражают его эмоциональное состояние — от мрачных тонов до яркой радости; он сумел показать нам, что искусство может быть не только красивым, но и глубоким.
Будущий художник родился 30 марта 1853 года в Нидерландах, однако значительную часть жизни провел во Франции, и именно здесь создал множество своих самых известных произведений.
Винсент был старшим сыном пастора Теодора Ван Гога и Анны Корнелии Карбентус. Один его дядя Хендрик Винсент ван Гог занимался продажей художественных работ в Брюсселе, а другой дядя, тоже Винсент, работал в парижском издательстве Goupil Cie. Мальчик с раннего возраста проявлял интерес к природе и искусству, но его путь к признанию был долгим и тернистым.
После окончания колледжа в 1868 году его отправили на стажировку в Гаагу в Goupil Cie — дочернюю компанию парижского арт-дилера, а затем дали там работу. С 1873 по 1874 год он работал в Лондоне, где случилась неудачная любовная связь, из-за чего он ушёл в себя и погрузился в религию. В 1875 году он переехал в Париж, потом опять в Англию, где стал временным учителем в интернате и помощником в методистской церкви, а в конце 1876 года вернулся в Нидерланды.
Ван Гог работал в книжном магазине, изучал теологию, в 1878 году стал мирянином-евангельским проповедником для шахтеров в Бельгии. Он жил так же скромно, как рабочие, спускался в шахты и спасал людей во время аварий.
В возрасте 27 лет Винсент решил посвятить себя живописи и начал много рисовать. Художественного образования у него не было.
«Если вы слышите внутри себя голос, который говорит, что не умеете рисовать, тогда во что бы то ни стало рисуйте, и этот голос заглушится».
В ноябре 1880 года он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе и работал под руководством художника Антона ван Раппарда, а потом переехал в Гаагу, где учился у своего кузена Антона Мауве акварельной и масляной живописи. Он отправлял свои картины и рисунки брату Тео, который работал в Париже и поддерживал его финансово. Благодаря письмам, которые Винсент писал брату, у нас сегодня есть возможность цитировать в тексте некоторые высказывания художника. Тео не всегда одобрял работы Винсента и нередко уничтожал его творения, считая их недостаточно совершенными.
С сентября по декабрь 1883 года Ван Гог жил один в Дренте, на севере Нидерландов и занимался только живописью, уделяя особое внимание сценам крестьянской жизни, портретам и пейзажам. Его работы того времени отличались темной палитрой и реалистичным подходом. Одна из самых значительных работ, созданных в это время «Едоки картофеля» передаёт не только внешний облик своих моделей, но и их внутренние переживания.

Под влиянием группы художников из Гааги, вдохновленных Барбизонской школой, он достиг нового уровня мастерства в рисунке, демонстрируя уникальный взгляд на мир.

Личная жизнь Ван Гога была полна трагедий. Он влюбился в соседку Марго Бегеманн, которая пыталась покончить с собой. Это событие, наряду со смертью его отца в марте 1885 года, оказало глубокое влияние на психическое состояние молодого человека и его творчество.
В 1886 году Ван Гог переехал к брату в Париж и оказался в самой гуще парижской художественной жизни. Он впитывал в себя всё, что видел, лавируя среди имен, течений, впечатлений, сближался с импрессионистами и с другими движениями, вплоть до символизма. Он поступил учиться в школу живописи Фернана Кормона, познакомился с современными художниками, такими как Камиль Писсарро, Жорж Сёра и Поль Сезанн, Поль Гоген, Эмиль Бернар и Тулуз-Лотрек. Впервые в жизни Ван Гог оказался среди подобных себе художников-бунтарей, порожденных Парижем и отвергаемых обществом, что усилило стремление осмыслить себя и найти свой стиль.
«Во мне горит большой огонь, но никто не останавливается, чтобы погреться у него, и прохожие видят только струйку дыма»
Париж оказал огромное влияние на его видение, художник начал экспериментировать с яркими цветами и новыми техниками: осветление палитры привело к созданию живописных натюрмортов, портретов и уличных сцен. Хотя, по его собственному признанию, он так и не станет «насквозь парижанином, насмешливым, непреклонным и, что называется, «себе на уме». Даже наоборот, его образ противостоит всему французскому.

Наследие «парижского периода» Ван Гога велико: двадцать три живописных и два графических автопортрета, что в два раза больше созданного в последующие годы. Поначалу он даже не пытался писать Париж, опоэтизированный импрессионистами и описанный классиками литературы.
Недавний поэт крестьянского края, он выбрал для себя «деревенскую» часть Парижа — мало заселенный Монмартр, сельские виды которого были близки его голландскому сердцу. Ван Гог бродил по его холмам словно зачарованный, а к вечеру его холст был совершенно заполнен и походил на маленький походный музей, хранивший все впечатления дня: бухты Сены, лодки, острова, качели, деревенские изгороди, ветряные мельницы. Все эти образы теперь сияли в нежных переливах чистых красок, излучая мягкий, трепещущий свет. Кончик кисти художника будто бы похищал мгновения красоты у быстротекущего времени.

Париж Ван Гога был тихим, уютным и идиллическим, способным дать покой после пережитых потрясений. Его новая светлая живопись «пронизана светом, окутана воздухом» и изобилует несказанными цветовыми нюансами. Жёлто-лимонное небо светится чистой радостью Ван Гога, который поверил в свои силы и увидел будущее.
Светом своей души художник сливается со светом солнца, переживая новое рождение, и выходит, как бабочка, из тёмного кокона прежнего опыта. Он открывает дар «цветовидения», и вырабатывает умение превращать краску в вещество, рождающее чувство.

Весной 1887 года Ван Гог, наконец, решился покинуть Монмартр и «пройтись» по классическим мотивам импрессионистов, используя теперь уже технику раздельного мазка. Рестораны, пышные парки, мосты и набережные Сены, пригороды, излюбленные парижскими живописцами, теперь становятся сюжетами и его картин. Он создаёт несколько «Видов Парижа». На его полотнах блистательный город с бульварами, площадями, авеню с оживленным движением экипажей и толпами людей, выглядит как далёкий и недоступный мираж.

Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик, весна 1887

Улочка у Люксембургского сада, Ван Гог, июнь—июль 1886
Новые знакомства открыли перед ним также мир ночной жизни. Однако жизнь в Париже не была безоблачной. Злоупотребление алкоголем и абсентом негативно сказалось на его психическом состоянии.
«Хотя я часто нахожусь в глубине страданий, во мне все еще есть спокойствие, чистая гармония и музыка. Я вижу картины или рисунки в самых бедных коттеджах, в самых грязных уголках. И мой разум движется к этим вещам с непреодолимой скоростью».
В феврале 1888 года Ван Гог покинул Париж и поселился в Арле, где был вдохновлен средиземноморским светом. Он снял «Желтый дом», который стал символом его стремления создать арт-коммуну с другими художниками. Именно здесь он создал знаменитые серии картин с подсолнухами и пейзажами региона. Его палитра заиграла яркими цветами, а стиль стал более экспрессивным. Он использовал толстые мазки и смелые контрасты — так что его картины можно было бы назвать «первоклассными всплесками эмоций на холсте».
«Я хочу трогать людей своим искусством. Я хочу, чтобы они сказали: «Он чувствует глубоко, он чувствует нежно».
В октябре 1888 года к нему присоединился Поль Гоген (который, к слову, тоже любил пофилософствовать и иногда поджигал свои картины). Но их сотрудничество стало источником конфликтов из-за различий в стиле и подходе к живописи, Ван Гог впал в депрессию, и в результате одной из эмоциональных вспышек отрезал себе ухо (на самом деле, отрезано было не всё ухо, а лишь часть хряща и мочка). Потом друзья шутили, что он просто хотел создать «художественный шедевр» на собственном теле: «У него была такая страсть к искусству, что он готов был отдать всё — даже ухо!».
Местная газета Арля сообщила, что в половине девятого вечера некто по имени Ван Гог, художник, пришел в Дом милосердия №1 и передал женщине по имени Рашель своё отрезанное ухо, прося её сохранить этот предмет. Полицейские сочли художника сумасшедшим и явились к нему домой. Пострадавшего, находящегося на грани смерти, срочно отправили в лечебницу.

Исследователи же из Гамбурга провели своё расследование, посвятив более десяти лет изучению этой истории и считают, что виновен в истории Гоген, а Ван Гог не стал давать показания против друга, которому в этом случае грозила тюрьма.
После инцидента с ухом пути художников разошлись: Гоген вернулся в Париж, а затем уехал на Таити. Спустя два года, 27 июля 1890 года, Ван Гог покончил с собой в возрасте 37 лет. Немецкие исследователи полагают, что конфликт с Гогеном мог быть причиной психического расстройства Ван Гога. Однако существует и версия, согласно которой художник вовсе не страдал от психических заболеваний. С начала XX века существует конспирологическая теория, что слухи о безумии Ван Гога распустил галерист и коллекционер Юлиус Майер-Грефе с целью повышения стоимости его произведений. Сам Ван Гог писал:
«Я вкладываю все свое сердце и душу в свою работу, и я потерял рассудок в процессе».
В 1888 году после нескольких кризисов Ван Гог попал в психиатрическую больницу. История повторилась в 1889 году. Приступы психоза участились, но несмотря на свои страдания, Ван Гог не переставал творить и создавать работы, которые сегодня считаются шедеврами, включая знаменитую «Звездную ночь».
«Я ничего не знаю с уверенностью, но вид звезд заставляет меня мечтать…Сейчас я очень хочу нарисовать звездное небо. Мне часто кажется, что ночь все же окрашена ярче, чем день; с оттенками самых насыщенных фиалок, синих и зеленых тонов. Если только вы обратите на это внимание, вы увидите, что одни звезды лимонно-желтые, другие розовые или зеленые, голубые и сверкающие в виде незабудки. И без моего рассуждения об этой теме очевидно, что нанести маленькие белые точки на сине-черный недостаточно, чтобы нарисовать звездное небо».

Звёздная ночь. Ван Гог. Июнь 1889
«Ясно осознавайте звезды и бесконечность наверху. Тогда жизнь кажется почти очарованной».
За свою короткую жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений искусства включая около 860 масляных картин (это почти 2 картины в день!). При этом он продал всего одну картину. Некоторые работы можно увидеть в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, среди них:

Хижины. Ван Гог. Май 1890

Сегодня же он считается одним из величайших мастеров всех времен. Выставки его картин привлекают миллионы зрителей по всему миру, а его жизнь и творчество стали предметом многочисленных исследований, книг и фильмов. Ван Гог очень сблизился с импрессионистами, особенно при создании серии парижских пейзажей, но потом уже никогда больше не стремится стать «ортодоксальным учеником мэтров с «Больших Бульваров». Его работы оказали значительное влияние на последующие поколения художников и стали основой для постимпрессионизма.
Винсент Ван Гог — не только великий художник, но и человек, чья жизнь была полна страстей, исканий и трагедий. Он стал символом гениальности и безумия, вдохновляя художников и любителей искусства по всему миру, а его работы — символом борьбы гения с внутренними конфликтами. Их главное отличие — смелые мазки, яркие цвета и эмоциональная глубина. Как сказал один из его современников: «Он был не только художником, но и поэтом на холсте».
О своих последних работах Ван Гог писал брату: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества». Тем не менее, в искусстве художник избегал трагизма и оставил нам картину бесконечности и красоты мира, огромного, как космос.
В предсмертном письме он написал:
В сущности, за нас должны говорить наши картины.
И они говорят. Ведь не зря работы Ван Гога сейчас стоят миллионы долларов, а выставки собирают толпы людей — все хотят увидеть «Кафе ночью» или «Подсолнухи» вживую.
Подсолнухи. Ван Гог. Январь 1889
В этой статье мы рассказали об этапах жизни и творческом пути Ван Гога, и дополнили текстами цитатами художника. Надеемся, вам понравился рассказ. Если да, ставьте лайк ♥ и пишите комментарий. Это важно.
Читайте также:
Пьер-Огюст Ренуар. Художник счастья
Поль Мориа. Великий Мастер лёгких мелодий
Шарль Азнавур. Charles Aznavour. Великий шансонье
Анн и Серж Голон. Anne et Serge Golon. Авторы «Анжелики»
Париж глазами художников. Часть 1
Ален Делон. Alain Delon. Секс-символ мирового кинематографа
Селин Дион. Икона с золотым голосом