Винсент Ван Гог. Поэзия на холсте

Винсент Ван Гог (1853—1890) — художник, творчество которого при жизни практически не замечали. Сегодня же он считается гением живописи. В чём же его секрет? Возможно, в том, что внутренний мир, который он выражал на холсте, был так непохож на миры других людей. Ван Гог мечтал о цветах, которые не растут в природе, и эти мечтания отражались в его картинах. 

Нормальность — это асфальтированная дорога: идти комфортно, но на ней не растут цветы. 

Так что же мы можем сказать о Ван Гоге? Он был человеком с огромным талантом и ещё большими проблемами; страдал от психических заболеваний, включая депрессию и эпилепсию. Картины отражают его эмоциональное состояние  — от мрачных тонов до яркой радости; он сумел показать нам, что искусство может быть не только красивым, но и глубоким.

Будущий художник родился 30 марта 1853 года в Нидерландах, однако значительную часть жизни провел во Франции, и именно здесь создал множество своих самых известных произведений.

Винсент был старшим сыном пастора Теодора Ван Гога и Анны Корнелии Карбентус. Один его дядя Хендрик Винсент ван Гог занимался продажей художественных работ в Брюсселе, а другой дядя, тоже Винсент, работал в парижском издательстве Goupil Cie. Мальчик с раннего возраста проявлял интерес к природе и искусству, но его путь к признанию был долгим и тернистым.

После окончания колледжа в 1868 году его отправили на стажировку в Гаагу в Goupil Cie — дочернюю компанию парижского арт-дилера, а затем дали там работу. С 1873 по 1874 год он работал в Лондоне, где случилась неудачная любовная связь, из-за чего он ушёл в себя и погрузился в религию. В 1875 году он переехал в Париж, потом опять в Англию, где стал временным учителем в интернате и помощником в методистской церкви, а в конце 1876 года вернулся в Нидерланды.

Ван Гог работал в книжном магазине, изучал теологию, в 1878 году стал мирянином-евангельским проповедником для шахтеров в Бельгии. Он жил так же скромно, как рабочие, спускался в шахты и спасал людей во время аварий.

В возрасте 27 лет Винсент решил посвятить себя живописи и начал много рисовать. Художественного образования у него не было.

«Если вы слышите внутри себя голос, который говорит, что не умеете рисовать, тогда во что бы то ни стало рисуйте, и этот голос заглушится».

В ноябре 1880 года он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе и работал под руководством художника Антона ван Раппарда, а потом переехал в Гаагу, где учился у своего кузена Антона Мауве акварельной и масляной живописи. Он отправлял свои картины и рисунки брату Тео, который работал в Париже и поддерживал его финансово. Благодаря письмам, которые Винсент писал брату, у нас сегодня есть возможность цитировать в тексте некоторые высказывания художника. Тео не всегда одобрял работы Винсента и нередко уничтожал его творения, считая их недостаточно совершенными.

С сентября по декабрь 1883 года Ван Гог жил один в Дренте, на севере Нидерландов и занимался только живописью, уделяя особое внимание сценам крестьянской жизни, портретам и пейзажам. Его работы того времени отличались темной палитрой и реалистичным подходом. Одна из самых значительных работ, созданных в это время «Едоки картофеля» передаёт не только внешний облик своих моделей, но и их внутренние переживания.

«Едоки картофеля» Ван Гог
Ван Гог «Едоки картофеля», апрель 1885

Под влиянием группы художников из Гааги, вдохновленных Барбизонской школой, он достиг нового уровня мастерства в рисунке, демонстрируя уникальный взгляд на мир.

Ван Гог "Болотистый ландшафт" август 1883
Ван Гог «Болотистый ландшафт» август 1883

Личная жизнь Ван Гога была полна трагедий. Он влюбился в соседку Марго Бегеманн, которая пыталась покончить с собой. Это событие, наряду со смертью его отца в марте 1885 года, оказало глубокое влияние на психическое состояние молодого человека и его творчество.

В 1886 году Ван Гог переехал к брату в Париж и оказался в самой гуще парижской художественной жизни. Он впитывал в себя всё, что видел, лавируя среди имен, течений, впечатлений, сближался с  импрессионистами и с другими движениями, вплоть до символизма. Он поступил учиться в школу живописи Фернана Кормона, познакомился с современными художниками, такими как Камиль Писсарро, Жорж Сёра и Поль Сезанн, Поль Гоген, Эмиль Бернар и Тулуз-Лотрек. Впервые в жизни Ван Гог оказался среди подобных себе художников-бунтарей, порожденных Парижем и отвергаемых обществом, что усилило стремление осмыслить себя и найти свой стиль.

«Во мне горит большой огонь, но никто не останавливается, чтобы погреться у него, и прохожие видят только струйку дыма»

Париж оказал огромное влияние на его видение, художник начал  экспериментировать с яркими цветами и новыми техниками: осветление палитры привело к созданию живописных натюрмортов, портретов и уличных сцен. Хотя, по его собственному признанию, он так и не станет «насквозь парижанином, насмешливым, непреклонным и, что называется, «себе на уме». Даже наоборот, его образ противостоит всему французскому.

Ван Гог. Ваза с гвоздиками, лето 1886
Ваза с гвоздиками, лето 1886

Наследие «парижского периода» Ван Гога велико: двадцать три живописных и два графических автопортрета, что в два раза больше созданного в последующие годы. Поначалу он даже не пытался писать Париж, опоэтизированный импрессионистами и описанный классиками литературы.

Недавний поэт крестьянского края, он выбрал для себя «деревенскую» часть Парижа — мало заселенный Монмартр, сельские виды которого были близки его голландскому сердцу. Ван Гог бродил по его холмам словно зачарованный, а к вечеру его холст был совершенно заполнен и походил на маленький походный музей, хранивший все впечатления дня: бухты Сены, лодки, острова, качели, деревенские изгороди, ветряные мельницы. Все эти образы теперь сияли в нежных переливах чистых красок, излучая мягкий, трепещущий свет. Кончик кисти художника будто бы похищал мгновения красоты у быстротекущего времени.

Мулен де ла Галетт
Мулен де ла Галетт

Париж Ван Гога был тихим, уютным и идиллическим, способным дать  покой после пережитых потрясений. Его новая светлая живопись «пронизана светом, окутана воздухом» и изобилует несказанными цветовыми нюансами.  Жёлто-лимонное небо светится чистой радостью Ван Гога, который поверил в свои силы и увидел будущее.

Светом своей души художник сливается со светом солнца, переживая новое рождение, и выходит, как бабочка, из тёмного кокона прежнего опыта. Он открывает дар «цветовидения», и вырабатывает умение превращать краску в вещество, рождающее чувство.

Огороды на Монмартре. Ван Гог
Огороды на Монмартре. Ван Гог, лето 1887

Весной 1887 года Ван Гог, наконец, решился покинуть Монмартр и «пройтись» по классическим мотивам импрессионистов, используя теперь уже технику раздельного мазка. Рестораны, пышные парки, мосты и набережные Сены, пригороды, излюбленные парижскими живописцами, теперь становятся сюжетами и его картин. Он создаёт несколько «Видов Парижа». На его полотнах блистательный город с бульварами, площадями, авеню с оживленным движением экипажей и толпами людей, выглядит как далёкий и недоступный мираж.

Берег Сены с мостом Клиши
Ван Гог. Берег Сены с мостом Клиши, лето 1887

Ван Гог. Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик, весна 1887 Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик, весна 1887

Вид на крыши Парижа
Вид на крыши Парижа, Ван Гог, конец лета 1886

Улочка у Люксембургского садаУлочка у Люксембургского сада, Ван Гог, июнь—июль 1886

Новые знакомства открыли перед ним также мир ночной жизни. Однако жизнь в Париже не была безоблачной. Злоупотребление алкоголем и абсентом негативно сказалось на его психическом состоянии.

«Хотя я часто нахожусь в глубине страданий, во мне все еще есть спокойствие, чистая гармония и музыка. Я вижу картины или рисунки в самых бедных коттеджах, в самых грязных уголках. И мой разум движется к этим вещам с непреодолимой скоростью».

Обнажённая в постели

В феврале 1888 года Ван Гог покинул Париж и поселился в Арле, где был вдохновлен средиземноморским светом. Он снял «Желтый дом», который стал символом его стремления создать арт-коммуну с другими художниками. Именно здесь он создал знаменитые серии картин с подсолнухами и пейзажами региона. Его палитра заиграла яркими цветами, а стиль стал более экспрессивным. Он использовал толстые мазки и смелые контрасты — так что его картины можно было бы назвать «первоклассными всплесками эмоций на холсте».

«Я хочу трогать людей своим искусством. Я хочу, чтобы они сказали: «Он чувствует глубоко, он чувствует нежно».

В октябре 1888 года к нему присоединился Поль Гоген (который, к слову, тоже любил пофилософствовать и иногда поджигал свои картины). Но их сотрудничество стало источником конфликтов из-за различий в стиле и подходе к живописи, Ван Гог впал в депрессию, и в результате одной из эмоциональных вспышек отрезал себе ухо (на самом деле, отрезано было не всё ухо, а лишь часть хряща и мочка). Потом друзья шутили, что он просто хотел создать «художественный шедевр» на собственном теле:  «У него была такая страсть к искусству, что он готов был отдать всё — даже ухо!».

Местная газета Арля сообщила, что в половине девятого вечера некто по имени Ван Гог, художник, пришел в Дом милосердия №1 и передал женщине по имени Рашель своё отрезанное ухо, прося её сохранить этот предмет. Полицейские сочли художника сумасшедшим и явились к нему домой. Пострадавшего, находящегося на грани смерти, срочно отправили в лечебницу.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой, январь 1889

Исследователи же из Гамбурга провели своё расследование, посвятив более десяти лет изучению этой истории и считают, что виновен в истории Гоген, а Ван Гог не стал давать показания против друга, которому в этом случае грозила тюрьма.  

После инцидента с ухом пути художников разошлись: Гоген вернулся в Париж, а затем уехал на Таити. Спустя два года, 27 июля 1890 года, Ван Гог покончил с собой в возрасте 37 лет. Немецкие исследователи полагают, что конфликт с Гогеном мог быть причиной психического расстройства Ван Гога. Однако существует и версия, согласно которой художник вовсе не страдал от психических заболеваний. С начала XX века существует конспирологическая теория, что слухи о безумии Ван Гога распустил галерист и коллекционер Юлиус Майер-Грефе с целью повышения стоимости его произведений. Сам Ван Гог писал:

«Я вкладываю все свое сердце и душу в свою работу, и я потерял рассудок в процессе».

В 1888 году после нескольких кризисов Ван Гог попал в психиатрическую больницу. История повторилась в 1889 году. Приступы психоза участились, но несмотря на свои страдания, Ван Гог не переставал творить и создавать работы, которые сегодня считаются шедеврами, включая знаменитую «Звездную ночь».

«Я ничего не знаю с уверенностью, но вид звезд заставляет меня мечтать…Сейчас я очень хочу нарисовать звездное небо. Мне часто кажется, что ночь все же окрашена ярче, чем день; с оттенками самых насыщенных фиалок, синих и зеленых тонов. Если только вы обратите на это внимание, вы увидите, что одни звезды лимонно-желтые, другие розовые или зеленые, голубые и сверкающие в виде незабудки. И без моего рассуждения об этой теме очевидно, что нанести маленькие белые точки на сине-черный недостаточно, чтобы нарисовать звездное небо».

Звёздная ночь над Роной
Звёздная ночь над Роной. Ван Гог. Сентябрь 1888

Звёздная ночьЗвёздная ночь. Ван Гог. Июнь 1889

«Ясно осознавайте звезды и бесконечность наверху. Тогда жизнь кажется почти очарованной».

За свою короткую жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений искусства  включая около 860 масляных картин (это почти 2 картины в день!). При этом он продал всего одну картину. Некоторые работы можно увидеть в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, среди них:

Белый дом ночью
Белый дом ночью, Ван Гог. Июнь 1890

ХижиныХижины. Ван Гог. Май 1890

Сирень
Сирень. Ван Гог. Май 1889

Сегодня же он считается одним из величайших мастеров всех времен. Выставки его картин привлекают миллионы зрителей по всему миру, а его жизнь и творчество стали предметом многочисленных исследований, книг и фильмов. Ван Гог очень сблизился с импрессионистами, особенно при создании серии парижских пейзажей, но потом уже никогда больше не стремится стать «ортодоксальным учеником мэтров с «Больших Бульваров». Его работы оказали значительное влияние на последующие поколения художников и стали основой для постимпрессионизма.

Винсент Ван Гог — не только великий художник, но и человек, чья жизнь была полна страстей, исканий и трагедий. Он стал символом гениальности и безумия, вдохновляя художников и любителей искусства по всему миру, а его работы — символом борьбы гения с внутренними конфликтами. Их главное отличие — смелые мазки, яркие цвета и эмоциональная глубина. Как сказал один из его современников: «Он был не только художником, но и поэтом на холсте».

О своих последних работах Ван Гог писал брату: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества». Тем не менее, в искусстве художник избегал трагизма и оставил нам картину бесконечности и красоты мира, огромного, как космос.

В предсмертном письме он написал:

В сущности, за нас должны говорить наши картины.

И они говорят. Ведь не зря работы Ван Гога сейчас стоят миллионы долларов, а выставки собирают толпы людей — все хотят увидеть «Кафе ночью» или «Подсолнухи» вживую.

ПодсолнухиПодсолнухи. Ван Гог. Январь 1889

Винсент Ван Гог
Автопортрет

В этой статье мы рассказали об этапах жизни и творческом пути Ван Гога, и дополнили текстами цитатами художника. Надеемся, вам понравился рассказ. Если да, ставьте лайк ♥ и пишите комментарий. Это важно.

Читайте также:

Пьер-Огюст Ренуар. Художник счастья  

Поль Мориа. Великий Мастер лёгких мелодий

Шарль Азнавур. Charles Aznavour. Великий шансонье

Анн и Серж Голон. Anne et Serge Golon. Авторы «Анжелики»

Париж глазами художников. Часть 1

Ален Делон. Alain Delon. Секс-символ мирового кинематографа

Селин Дион. Икона с золотым голосом

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: