Жак Брель: бунтарь и яростный гений шансона

Жак Брель (Jacques Brel) — гений, ставший иконой французского искусства: бард, актер, поэт, режиссер. Его уникальное наследие, поднимающее самые сложные вопросы жизни, остаётся актуальным и неповторимым и в наши дни.

Бельгийский бунтарь против картонных коробок

Жак Брель родился 8 апреля 1929 года в Схарбеке под Брюсселем в семье владельца картонной фабрики. Его отец видел сына преемником бизнеса, но юный Жак ненавидел рутину, среди осторожных буржуа ему было невыносимо.

Я не люблю осторожных людей. Нельзя жить все время, отказываясь от своих желаний. Так можно просто сойти с ума. Если человек действительно хочет отправиться в кругосветное путешествие, то пусть бросит всё и совершит его. А ведь люди умирают, так и не совершив своего кругосветного путешествия. хотя на самом деле они этого хотели.

Он был равнодушен к учебе и даже не получил аттестат о среднем образовании. Но  увлекался правописанием и голландским языком и страстно полюбил литературу. Писать стихи он начал ещё в школе.

Спасением от рутины стал театральный кружок «Франш Корде», где он ставил спектакли для больных и стариков, зачитываясь Жюлем Верном и Сент-Экзюпери.  Именно там он встретил свою будущую жену Терезу Мишиельсен, которая родит ему трёх дочерей.  А сценический опыт очень помог ему в дальнейшем.

Жак Брель с женой Терезой Мишиельсен
Жак Брель с женой Терезой Мишиельсен
Жак Брель с детьми
Жак Брель с детьми

Творческая карьера от провала к вершинам славы

Провальный старт

Первые песни Жак Брель исполнял перед друзьями и родственниками, а затем на сцене заведения под названием «Черная роза». Он пел «на злобу дня», и на первых порах его творчество не находило понимания у публики.

В 1953 год вышел первый альбом «Il y a» . Его ждал провал. Французы не приняли иностранца с «деревенским» бельгийским акцентом.

Удача улыбнулась ему в виде продюсера Жака Канетти (того самого, который открыл Пиаф!). По приглашению Канетти Брель переезжает в Париж, где емупредстояло пройти через 80 провальных выступлений. Но парижская пресса язвит:

Г-н Брель, кажется, бельгиец? Напоминаем, поезда в Брюссель ходят регулярно»

Oт «Олимпии» до «Амстердама»

Однако, Жак он не утратил веру в себя, он продолжал посещать студии звукозаписи и выступать в разных кабаках, порой за бокал вина.

И вот, в 1955 году Парижская богема удивлена: Жюльетт Греко — королева экзистенциалистских кабаре — внезапно поет на сцене «Олимпии» песню никому не известного бельгийца!

«Ça va» Бреля звучит дерзко и свежо. Наутро газеты пишут: «Где этот Брель?». А через месяц он уже сам выходит на прославленную сцену, сменив подвальные кабаре на турне с Морисом Шевалье и Шарлем Трене.

Рождение легендарного трио

В 1956-м судьба сводит Жака с пианистом-виртуозом Франсуа Робером. Тот, очарованный «брелевским вулканом», бросает работу в оркестре Эдит Пиаф и становится его аккомпаниатором. Год спустя к дуэту присоединяется перкуссионист Жерар Жуанне — так рождается эталонный аккомпанирующий состав, который критики назовут «тремя китами брелевского звука«.

1957 год стал переломным. Песня «Quand on n’a que l’amour» («Когда есть только любовь») получила Гран-при Академии Шарля Кро — первую серьезную награду. Но настоящую славу принесли не альбомы, а концерты-ураганы.

Жак Брель

«Quand on n’a que l’amour»

Альбом, взорвавший Францию

В 1958 Брель записывает «Demain l’on se marie». Альбом не просто стал хитом — он перевернул каноны шансона:

  • Каждая песня — мини-спектакль с жестами и интонациями театрального гротеска: Брель начинал тихо, словно шепча исповедь, а к финалу превращался в одержимого: «Он кричал, рвал рубаху, кружился в безумном вальсе «La valse à mille temps», а потом замирал с раскинутыми руками, облитый потом».
  • Робер создавал аранжировки, превращавшие куплеты в симфонические поэмы
  • Жуанне бил в барабаны так, будто гнал шторм в «Amsterdam»

Результат? Первые строки чартов, переиздания пластинок и звание «Самого неистового поэта Франции».

11 сентября 1959 года Брель записал «Ne me quitte pas» («Не покидай меня»). Интересно, что песня посвящена актрисе и певице Зизу, (Suzanne Gabriello).

Позволь мне стать
Тенью твоей тени
Тенью твоей руки
Тенью твоей собаки
Не покидай меня»

Песня стала гимном отчаяния, строки которой спели более 270 артистов от Нины Симоне до Мадонны и Муслима Магомаева.

Самой известной последней версией композиции стало исполнение Барбарой Стрейзанд.  Альбом «Love is the Answer» с песней «If You Go Away» (английский вариант «Не покидай меня») в 2009 году занял первое место в списке журнала Billboard 200.

Зенит славы 

1961-1965: Вихрь мирового триумфа

С альбомом «Marieke» (1961) Брель ворвался в пантеон великих шансонье. Песня-посвящение фламандской возлюбленной покорила Францию нежностью и яростью одновременно. За этим последовало:

  • Грандиозное мировое турне — от канадских арен до советских дворцов культуры (1965), где он крушил языковые барьеры силой голоса.

  • Переход на лейбл Barclay — сделка, давшая ему творческую свободу и бюджет для амбициозных проектов.

  • Рождение «Амстердама» (1964) — песни-шторма, записанной за один ночной штурм в студии, которая принесла ему Grand Prix du Disque.

Жак Брель на сцене
Жак Брель на сцене

«Amsterdam»

Гастроли в СССР: фламандские баллады для Галича

В октябре 1965 года Брель приехал в СССР с сенсационным турне (Ереван, Баку, Ленинград, Москва). В Театре эстрады — пять аншлагов, но главное случилось за кулисами:

  • Ночной джем с бардами: Поэт Евгений Евтушенко пригласил Бреля в гости. Тот пел фламандские народные песни под гитару, а подпевали ему Булат Окуджава и Александр Галич. Три «голоса эпохи» говорили на языке музыки поверх железного занавеса.

  • Диалог через идеологию: Для Бреля, писавшего антивоенные баллады («La Colombe»), эта встреча стала мостом между культурами. В СССР его почти не знали, но позже кассеты с «Amsterdam» передавали из рук в руки.

Дерзкий уход: как Брель сжег свои корабли

Революция вместо аплодисментов

В 1966 году, на пике мировой славы, Брель шокировал мир: «Актер не повторяет сцену на бис!» совершил немыслимое:

  • Создал лейбл Arlequin (позже Pouchenel), передав бразды правления жене.

  • Объявил об уходе со сцены после концерта в Рубе (1967) и начал заниматься постановкой мюзиклов.

  • Киноавантюра: Попробовал себя в кинематографе в качестве актёра (успешно).

    Вскоре Жак с другом на двоих купили яхту. А в 1969 он записался в лётную школу и купил самолёт.

  • Но его режиссёрские работы («Франц», 1971) провалились, и он разочаровался в кино, и в шоу-бизнесе в целом.

Жак Брель в кино
Жак Брель в кино

Финал эпохи

К 1973 году Брель разорвал все контракты и скоро переехал на остров Хива-Оа в Маркизском архипелаге Тихого океана (Французская Полинезия). Местные обожали «сумасшедшего белого», который на своей яхте возил им продукты и медикаменты.

В конце 70-х годов Брелю ему поставили диагноз – рак легких. После операции, с одним легким, он записал прощальный альбом «Les Marquises» (1977). Пластинка  в первый же день разошлась миллионными тиражами.

9 октября 1978 года Жак Брель умер в парижской клинике. Похоронен его на острове Хива-Оа рядом с Полем Гогеном. Ему было всего 49 лет.

Жак Брель. Последние годы
Жак Брель. Последние годы

Наследие

Он ушел из жизни, оставив после себя богатое наследие и вдохновив множество исполнителей, среди них: Дэвид Боуи, Селин Дион, Курт Кобейн. Его песни  переведены на 95 языков.

Во Франции в честь Жака Бреля названы улицы в разных городах. В Бельгии его имя носит станция метро, а на острове Хива-О-ва – аэропорт и Культурный центр Espace Brel с его самолётом «Jojo» .

Бродвейский мюзикл «Jacques Brel Is Alive and Well…»(1968) объехал 20 стран.

Жак Брель на почтовой бельгийской марке 1988 года
Жак Брель на почтовой бельгийской марке 1988 года

5 песен, чтобы понять Бреля

  • «Ne me quitte pas» (1959) — эталон отчаяния в любви

  • «Amsterdam» (1964) — вихрь портового ада с криками чаек

  • «Les vieux» (1963) — нежность к старикам, держащимся за руки

  • «Le plat pays» (1962) — ностальгия по «плоской» Фландрии

  • «Quand on n’a que l’amour» (1957) — юношеская вера в любовь как оружие

«Les vieux»

«La chanson des vieux amants»

Для лучшего понимания феномена Жака Бреля приведём выдержки из статьи М. Викторовой, к.ф.н.

Жак Ромен Жорж Брель был самым «взрывным» представителем франкоязычной музыкальной сцены. Не случайно его называли «Магнитная буря». Он полностью перевоплощался в своих персонажей. Концерты превращались в настоящий марафон. Большая редкость, чтобы певец выражал на сцене свои чувства так искренне и так серьёзно, как Жак Брель… Брель никогда не обманывает свою публику. Он не позволяет никаких поблажек ни себе, ни аудитории. На сцене он прыгает, бегает, жестикулирует, хохочет и даже ржёт по-лошадиному, ничего не приукрашивая, не стараясь выглядеть приличным и не боясь быть смешным. Звук его был так же неистов, как то, что оставалось между строк. …Пока не услышишь, как бросается он навстречу залу в «Амстердаме», как дрожит его голос в последних замирающих звуках «Не покинь меня»… Одной из особенностей манеры исполнения Жака Бреля, на наш взгляд, является растягивание согласных звуков. Это явление, по нашим наблюдениям, встречается в песнях Бреля довольно часто (в 36 % проанализированных 5068 строчек песен Бреля).

Для франкоязычного мира Жак Брель — то же, что для России Владимир Высоцкий.

Жанр авторской песни, по определению, предполагает существование автора-личности, с её неповторимым нервно-психическим складом и творческим настроем. Брель и Высоцкий идеально соответствуют этим требованиям. Являясь не только авторами-исполнителями, но и профессиональными актёрами, они добивались яркого перевоплощения. О чём бы ни пели барды: о любви и дружбе, о предательстве и силе человеческого духа, о Родине и о войне, о человеческих пороках — они всегда оставались предельно искренними.

Жак Брель признан одним из самых великих франкоязычных артистов и самым известным бельгийцем в мире, а песня «Не покидай меня» – одной из самых великих песен за всю историю человечества.

За короткую творческую жизнь артист добился невероятной популярности, став  голосом совести своего времени. Он преуспел также в ролях отца, пилота, мореплавателя, актёра и режиссёра, оставив нам вечное наследие своего таланта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. Мария

    Жак Брель очень интересный артист, жаль, что его до конца не поняли в России.

    1. Надежда Кустова (Автор)

      Да, хорошо, что у нас есть возможность слушать его и по сей день, вдумываться и вслушиваться.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: