Привет, юный лингвист! Сегодня мы узнаем секреты маленьких, но очень важных слов-помощников: QUI, QUE, DONT и OÙ.
Представь, что ты собираешь конструктор. У тебя есть два кубика с предложениями:
-
Я вижу мальчика.
-
Мальчик читает книгу.
Как их соединить, чтобы не повторять слово «мальчик»? Вот для этого и нужны наши волшебные слова! Они помогают строить красивые и длинные предложения, как настоящие архитекторы языка.
Содержание
QUI [КИ] – «который», «которая»
Запомни: Это слово-«ГЛАГОЛОДЕЛАТЕЛЬ». После него всегда идёт действие (глагол). Оно указывает на того, кто это действие делает.
Объяснение: Если в двух предложениях речь об одном и том же, и этот кто-то сам что-то делает, то мы соединяем предложения словом QUI.
-
🧒 Вот мальчик. Он (сам) играет в футбол.
-
→ Вот мальчик, КОТОРЫЙ играет в футбол.
-
→
Voici le garçon **qui** joue au football. -
🐱 Я ищу своего кота. Он (сам) пропал.
-
→ Я ищу своего кота, КОТОРЫЙ пропал.
-
→
Je cherche mon chat **qui** a disparu.
QUE [КЁ] – «которого», «которую»
Запомни: Это слово-«ПРИЁМНИК». После него всегда идёт тот, кто принимает действие, то есть тот, кого «делают».
Объяснение: Если в двух предложениях речь об одном и том же, но с ним что-то делают (его читают, его едят, его любят), то мы соединяем предложения словом QUE.
-
🍎 Я съел яблоко. Ты дал мне это яблоко (его дали).
-
→ Я съел яблоко, КОТОРОЕ ты мне дал.
-
→
J'ai mangé la pomme **que** tu m'as donnée. -
📖 Книга очень интересная. Я читаю эту книгу (её читают).
-
→ Книга, КОТОРУЮ я читаю, очень интересная.
-
→
Le livre **que** je lis est très intéressant.
Секрет: Перед гласными que превращается в qu’ – так проще произносить!
-
L'ami **qu'** elle aime(Друг, которого она любит).
DONT [ДОН] – «чей», «о котором»
Запомни: Это самое хитрое слово-«ПРИВЯЗКА». Оно нужно, когда мы говорим о чём-то, что как бы «привязано» к главному слову: его мама, его хвост, о нём говорят, в нём нуждаются.
Объяснение: Мы используем DONT, когда хотим сказать ЧЕЙ предмет, или если спрятаны фразы «нуждаться В…», «говорить О…».
-
🐶 Вот собака. Её хвост (ЧЕЙ хвост?) смешной.
-
→ Вот собака, ЧЕЙ хвост смешной.
-
→
Voici le chien **dont** la queue est drôle. -
✏️ Где карандаш? Мне нужен этот карандаш (нуждаться В карандаше).
-
→ Где карандаш, который мне нужен?
-
→
Où est le crayon **dont** j'ai besoin ?
OÙ [У] – «где», «когда»
Запомни: Это слово-«УКАЗАТЕЛЬ». Оно указывает на место или на время.
Объяснение: Если мы хотим указать, ГДЕ что-то происходит или КОГДА что-то случилось, используем OÙ.
-
🏠 Вот дом. Я живу в этом доме (ГДЕ?).
-
→ Вот дом, ГДЕ я живу.
-
→
Voici la maison **où** j'habite. -
⏰ Я помню тот день. В этот день ты родился (КОГДА?).
-
→ Я помню день, КОГДА ты родился.
-
→
Je me souviens du jour **où** tu es né.
Упражнения для тренировки
Задание 1: Кто есть кто? Выбери правильное слово-помощник: QUI или QUE
- Je regarde la télévision qui / que est dans ma chambre. (Я смотрю телевизор, который находится в моей комнате.) – Телевизор сам «находится», значит, он делатель!
- J’aime le gâteau qui / que ma maman a fait. (Я люблю торт, который испекла моя мама.) – Торт «испекли», значит, он приемник!
- C’est mon ami qui / que parle espagnol. (Это мой друг, который говорит по-испански.) – Друг сам «говорит»!
Задание 2: Переводчик. Переведи на французский, используя наши волшебные слова:
- Вот книга, которая лежит на столе.
(Voici le livre _____ est sur la table.) - Мяч, который ты ищешь, под кроватью.
(Le ballon _____ tu cherches est sous le lit.) - Это девочка, чья кукла потерялась.
(C'est la fille _____ la poupée est perdue.) - Я люблю город, где живёт моя бабушка.
(J'aime la ville _____ habite ma grand-mère.)
Задание 3: Найди пару. Соедини половинки предложений.
| 1. C’est la maison | A. dont je te parle. |
|---|---|
| 2. Le chien | B. où j’ai grandi. |
| 3. C’est l’histoire | C. qui court dans le parc. |
| 4. Le jouet | D. que j’adore ! |
Ответы (не подглядывай сразу!)
1)
- qui (телевизор «находится» – делатель)
- que (торт «испекли» – приемник)
- qui (друг «говорит» – делатель)
2)
-
Voici le livre qui est sur la table. -
Le ballon que tu cherches est sous le lit. -
C'est la fille dont la poupée est perdue. -
J'aime la ville où habite ma grand-mère.
3)
B: C'est la maison où j'ai grandi. (Это дом, где я вырос.)
C: Le chien qui court dans le parc. (Собака, которая бегает в парке.)
A: C'est l'histoire dont je te parle. (Это история, о которой я тебе говорю.)
D: Le jouet que j'adore ! (Игрушка, которую я обожаю!)
Молодец! Ты отлично справился! Эти слова-помощники теперь твои друзья. Чтобы запомнить их лучше, придумывай свои примеры про игрушки, друзей и любимые места.
Читай также:
Delf Prim. Возвратные глаголы. Тренажёр
Delf Prim Passé Composé Правильные глаголы
Delf Prim. Passé Composé. Неправильные глаголы
Delf Prim. Passé Composé. Глаголы, спрягающиеся с Être
Delf Prim. Прилагательные во французском языке
DELF Prim. Местоимения во французском языке
